Реклама на радио: виды радиороликов, эффективность интернет-радио

Радио и реклама

Несмотря на то, что радио было открыто в качестве типа беспроводной передачи данных еще в конце XIX века, рекламная индустрия далеко не сразу добралась до радиоэфиров. Впервые радиореклама прозвучала на станции Weaf в Нью-Йорке в 1922 году, и 10 минут эфира на тот момент стоили 100 долларов. На российском радио реклама появилась лишь в начале 1990-ых годов, что объясняется  появлением новых радиостанций в качестве альтернативы государственным.

На 2008 год первая десятка радиостанций России состояла из следующих представителей (в скобках указаны среднее количество слушателей в день и процентная доля от всего рынка радиовещания):

  1. Европа Плюс (10 874, 18%)

  2. Русское радио (10 719, 17,7%)

  3. Авторадио (9 100, 15%)

  4. Радио Шансон (7 946, 13,1%)

  5. Ретро FM (7 217, 11,9%)

  6. Радио России (5 934, 9,8%)

  7. Маяк (5 095, 8,4%)

  8. Дорожное радио (4 380, 7,2%)

  9. Юмор FM (3 716, 6,1%)

  10. Love Radio (3 707, 6,1%)

Свойством радио в качестве медиатипа является эфирность, однако, в отличии от телевидения, воздействие происходит лишь на один орган восприятия — слух, с помощью вербальных форм.

Неоспоримым плюсом рекламы на радио является ее сравнительно невысокая стоимость. Восприятие на слух при этом длится значительно дольше, чем в случае со зрительным, поэтому радиоролики могут и должны быть продолжительнее видеоматериалов. Второй выгодный для рекламодателей аспект радиоформата — его распространенность. Радио окружает нас повсюду: дома, в торговых центрах, в транспорте и так далее. В случае с общественными местами человек становится вынужденным радиослушателем, так как не может отключить приемник.

При этих плюсах, у радио есть негативная сторона — низкий уровень репрезентативности. Целевую аудиторию фактически невозможно определить, так как трудно узнать, кто слушает радиостанцию на данный момент.

На радио имеется собственный прайм-тайм, и в основном утренний, а не вечерний, как в случае с ТВ, так как радио чаще всего слушают по пути на работу и с работы. Утренний прайм-тайм находится между 6 и 11 часами утра, а вечерний — между 17 и 21 часами вечера. Предлагаем вашему вниманию таблицу с расценками на размещение 30-секундного ролика на радиостанциях «Эхо Москвы» и «Европа Плюс» за 2015 год.

Будни

Выходные

Время

Цена, руб.

Время

Цена, руб.

Эхо Москвы

00:00-06:00

23826

00:00-06:00

23826

06:00-07:00

32604

06:00-09:00

26334

07:00-11:00

68970

09:00-21:00

47652

11:00-17:00

43890

21:00-00:00

28842

17:00-21:00

68970



21:00-00:00

32604



Европа плюс

06:00-07:00

72000

06:00-07:00

42000

07:00-08:00

87000

07:00-08:00

51000

08:00-09:00

168000

08:00-09:00

102000

09:00-10:00

168000

09:00-10:00

102000

10:00-11:00

168000

10:00-11:00

102000

11:00-12:00

168000

11:00-12:00

102000

12:00-13:00

99000

12:00-13:00

60000

13:00-14:00

99000

13:00-14:00

60000

14:00-15:00

99000

14:00-15:00

60000

15:00-16:00

99000

15:00-16:00

60000

16:00-17:00

99000

16:00-17:00

60000

17:00-18:00

159000

17:00-18:00

96000

18:00-19:00

159000

18:00-19:00

96000

19:00-20:00

159000

19:00-20:00

96000

20:00-21:00

90000

20:00-21:00

54000

21:00-22:00

87000

21:00-22:00

51000

22:00-23:00

87000

22:00-23:00

51000

23:00-00:00

24000

23:00-00:00

15000

00:00-06:00

24000

00:00-06:00

15000

Продажей рекламного времени на радио занимаются как сами радиокомпании (предлагая свои услуги непосредственно в эфире), а также  через структуры-посредники: рекламные агентства, медиагруппы и так далее.

Помимо общефедеральной сетки передач существует региональное радиовещание, касающееся вопросов рекламного размещения. Логика такова, что жителям, например, Москвы, абсолютно не интересно, какой новый магазин открылся в Санкт-Петербурге. Поэтому, во время рекламной эфирной сетки локальные радиостанции вставляют местную рекламу.

Рекламные форматы на радио куда более разнообразны, чем на ТВ. Расскажем о самых популярных из них:

Радиоролики — один из основных и классических форматов рекламы на радио. Длительность, как правило, от 5 секунд и выше. Существует несколько видов радиороликов:

1. Джингл. Представляет собой рекламную или переделанную известную песню. По содержанию состоит из авторского музыкального сопровождения и чужой песни. Часто разрабатывается специально для рекламной кампании. Длительность такого радиоролика обычно не превышает 15 секунд.

В качестве примера можно рассмотреть рекламу базы стройматериалов «Мастер» в городе Пенза, для которой был создан джингл с перепевкой песни  группы «7Б» «Молодые ветра»:

  • Оригинал: 
  • Гордость полными вагонами,
  • Золотыми погонами с юга дуют
  • Молодые ветра.
  • Разрывая в клочья облака,
  • Не забыли, шлют издалека, из дома мама
  • И не последняя любовь.
  • А по небу бегут, видишь, чьи-то следы,
  • Это может ты, это может быть я,
  • Это может нас ждут,
  • Это может нам поют, свои...
  • Нашла коса на камень,
  • Идет война на память лет.

Джингл:

  • Шифер полными вагонами,
  • Профилем и гипсокартонами
  • База «Мастер»
  • Обеспечит всех вас.
  • Рубероид, битум, ДВС, ДСП,
  • Лаки, краски и т.д. и т.п.,
  • Бог мой, мама, на базе «Мастер» есть все.
  • Все может база «Мастер»,
  • Она не знает слова «нет».
  • Поможет база «Мастер»
  • Построить дом на память лет.

2. Игровой ролик. В этом виде рекламы актеры по сценарию разыгрывают сцену, в которой обсуждают проблему и предлагают ее решение с помощью товара или услуги рекламируемого бренда. Как правило, ролик записывается с участием двух актеров и более. Чаще всего игровые ролики применяются в рекламе лекарственных препаратов.

Информационный рекламный ролик. Отличительные черты — информативность и тезисность. Никаких звуковых эффектов в таких роликах не используется.

Рекламное интервью (беседа) — формат, в котором проводится диалог с приглашенным экспертом, который рассказывает о проблеме, иногда как бы невзначай упоминая товары или услуги, которые надо прорекламировать. Например, врач-невропатолог может рассказывать о проблемах отрасли, попутно отмечая, что в его больнице проводятся акции и реализуются программы.

Радиожурнал, радиоконкурс — при таком типе рекламы на радио проводится освещение деятельности какой-либо сферы (медицина, сельское хозяйство) с упоминаниями требуемых брендов. Радиоконкурсы создаются при спонсорском участии какой-либо компании, реклама которой периодически проводится в эфире. Допускаются розыгрыши призов и подарков участникам конкурса от компании-спонсора, которые формируют для них позитивный имидж.

В разное время в радиоэфир выходили многие игровые программы, продвигающие бренды, например «Кот в мешке» на станции «Европа плюс», «Русская рулетка» на «Русском радио», «Звездопад» на «Радио 7» и многие другие.

Спонсорский радиоролик — этот вид радиорекламы похож на формат радиожурнала и радиовикторины: ролик располагается до, в ходе или после определенной программы в эфире. Часто спонсированием радиорубрик занимается профильная компания, например новости спорта озвучиваются при поддержке сети спортивных магазинов.

Многие станции на сегодняшний день переносят свой эфир в сеть интернет — потоковое радио. Для этого создаются хостинги, воспринимающие  радиопоток. Многие радиостанции можно слушать через мессенджеры. Существуют также станции, вещающие только через интернет, например «Zaycev.net» и «Чипльдук».

Справедливо предположить, что потоковое радио обладает большими перспективами в свете постоянного роста базы интернет-пользователей, не исключая размещения рекламы на сетевых радиостанциях при росте популярности продуктов интернет-радио.