Реклама в сети интернет

База активных пользователей интернета в 2015 году составила более 70 млн людей — почти половина населения России. Суточная аудитория в свою очередь за 2014 год выросла на 10% и составила 48 млн человек. Продолжает расти доля пользователей пожилого возраста и невысокого достатка.

Расчеты, проведенные экспертами по итогам исследования, показали следующее: суточная интернет-аудитория насчитывает 48 млн человек, то есть почти 50% взрослого населения. Ранее эти показатели были заметно ниже.

По величине абсолютного числа интернет-пользователей Россия сравнилась с крупнейшими странами Европы. 70 млн россиян пользуются сетью интернет хотя бы раз в полгода, и по этим данным РФ сравнима с Великобританией или Францией. Однако, показатель относительного числа пользователей пока отстает: в Германии для сравнения относительное количество пользователей составляет 80% граждан, тогда как в России эта цифра только приблизилась к 50%.

К мировым городам-лидерам по численности аудитории интернет-пользователей приблизилась Москва, однако там рост потерял свою динамику: последний год цифра не поднимается выше 60%. Основной «локомотив» роста пользовательской базы сети интернет в России — это жители регионов, в особенности областных центров.

Типичным интернет-пользователем является молодой образованный человек с доходом выше среднего, однако, согласно данным ФОМа, темпы роста подобной аудитории снизились: если в 2014 году цифра составляла 62%, то к 2015 она выросла лишь на 4%, составив всего 66%. Доля юзеров с низким доходом в свою очередь выросла заметнее — с 24 до 33%. В сети растет число пользователей старшего возраста, однако молодых пользователей все еще больше.

Исследования не подтвердили точку зрения о большей политической активности интернет-пользователей: существенной разницы между категориями онлайн и оффлайн выявлено не было. Что интересно, по протестной активности интернет-граждане даже проигрывают своим реальным коллегам: согласно данным исследования, 24% оффлайн пользователей от 25 до 44 лет допускают протестные действия. Среди сетевых юзеров количество составляет 22%.

Интернет — единственный медиаканал, который даже в условиях кризиса демонстрирует позитивную динамику роста. По прогнозам специалистов, в ближайший год рост сегмента интернет-рекламы составит не менее 12-13%, а в 2016 — 16%. Эта тенденция не обойдет стороной и Россию — предположительный рост рынка сетевой рекламы составит около 15%.

Объемы рекламы в сети интернет в 2015 году составил 38 млрд рублей. В медийной рекламе наблюдался рост в 4% — до 15,4 млрд, а в контекстной на 11% — до 22,6 млрд.

Развитие информационного общества и растущая информационная культура людей приводят к мысли, что использование интернета в рекламных целях игнорировать не стоит, и нередко это может даже стоить убытков.

У интернета масса преимуществ при применении его в качестве рекламного носителя. Первое и самое важное — его доступность. Любой может получить информацию из интернета, имея компьютер или смартфон и просто подключившись к сети. Поэтому некоторая часть маркетинговых инструментов сети дешева, а то и вовсе бесплатна, например ведение блогов, модерирование форумов, представление в соцсетях и так далее.

Минусы у интернета как медиаканала тоже есть, среди которых не самая удобная представительность ЦА для рекламы и бренд-менеджмента. Если товар ориентирован на пожилых и пенсионеров, то данный канал будет бесполезен для рекламодателя, так как основа аудитории сети —люди молодого и среднего возраста. Вторым недостатком сети интернет в качестве рекламного инструмента является непрозрачность рынка по некоторым видам рекламы. Так, нет установленных цен на работу SEO-копирайтеров, паблисити в сети и так далее.

Типы интернет рекламы

  1. Медийная реклама — медиаматериалы (текстово-графический контент), которые располагаются на сайтах-рекламных площадках;

  2. Контекстная реклама — размещается  рядом с результатами поисковой выдачи сайта, который предоставляет функцию поиска;

Другие виды — такая реклама может комбинировать оба предыдущих метода, а также добавлять различные PR-инструменты: ведение блога, участие в профильных форумах.

Форматы рекламы в интернете

Баннеры и сети обмена баннерами


Баннер является первым типом интернет-рекламы, и представляет из себя графический элемент, по аналогии с модулем в печатном издании, по нажатию на который происходит переход пользователя на сайт, предлагающий товар или услугу. Баннеры подразделяются на 2 типа: традиционные (растровый графический объект в формате GIF или JPEG, статический или анимированный) и условно современные (изготавливаются на основе технологий Java или Flash, с применением векторной графики и звукоэффектов, которые повышают шанс на клик).

Данный вид рекламы очень гибок по размеру, который чаще всего зависит от места расположения на сайте. Ниже представлена таблица наиболее популярных размеров для баннера.

Размер, пиксель

Наименование

300x250

Прямоугольник средней величины

250x250

Всплывающий квадрат

240x400

Вертикальный прямоугольник

336x280

Большой прямоугольник

180x150

Прямоугольник

468x60

Длинный баннер

234x60

Половина длинного баннера

88x31

Микрополоса

120x90

Кнопка 1

120x60

Кнопка 2

120x240

Вертикальный баннер

125x125

Квадратная кнопка

728x90

Ведущий стенд

160x600

Широкий «небоскреб»

120x600

«Небоскреб»

300x600

Объявление на полстраницы

Для баннерной рекламы основными показателями являются количество показов (в тыс.) и количество кликов. Эффективность измеряется показателем CTR (click through ratio) — отношением числа кликов к числу показов, которое измеряется в процентах. Средний показатель — около 0,3%-0,5%.

Для повышения эффективности баннерной рекламы применяются баннерообменные сети, предполагающие обмен баннерами между различными сайтами, что повышает вероятность повышения количества кликов. Сети обмена могут быть универсальными и тематическими. Минусом данного вида рекламы можно назвать блокирующие сервисы, которыми пользуется большое количество интернет-юзеров, например AdBlock. В таком случае баннер могут просто не увидеть, и эффекта не будет.

Контекстная реклама

Суть данного вида рекламы состоит в том, чтобы контент, выводящийся на экран, соответствовал осуществляемому поисковому запросу. Выходит, что объявления привязываются к пользовательским запросам в поисковиках.

У контекстной рекламы есть два основных вида:

1.Поисковая — в результатах отображаются рекламные объявления, наиболее соответствующие запросу (как по числу, так и по тематике);

Тематическая — реклама отображается на сайтах, совпадающих по тематике, например в партнерских сетях.

Наиболее популярными сервисами контекстной рекламы являются:

  1. Google Adwords (для рекламодателей) и Google AdSense (для владельцев сайта);

  2. Яндекс.Директ (для рекламодателей) и рекламная сеть Яндекса (для владельцев сайта);

  3. Begun (Бегун) — подходит для обеих категорий;

  4. Yahoo! Publisher Network;

  5. Microsoft adCenter.

Сервис Яндекс.Директ

На скриншоте видно, как работает контекстная реклама в Яндексе: рекламные объявления отображаются между строкой поиска и результатами выдачи, помеченные словом «реклама».

Яндекс.Директ дает собственные рекомендации для подбора ключевых слов при размещении контекстной рекламы. Прежде всего, создатели поисковой системы рекомендуют посмотреть на поиск в интернете со стороны пользователя, а не рекламодателя: представить, по каким запросам обычный человек будет искать тот или иной товар.

Полный список рекомендаций:

  1. Применять синонимы. Пример: к запросу «продажа компьютеров» добавить «продажа ПК», а к запросам «отдых в Испании» дополнить запросами по городам «Барселона», «Мадрид», «Валенсия» и так далее. Синонимы можно находить с словарях или просто использовать сходные по смыслу выражения;

  2. Учитывать слэнг (профессионализмы, канцеляризмы, разговорная речь и так далее): к запросу «наружная реклама» добавить «наружка», к запросу «выделенная линия» — «выделенка» и так далее;

  3. Применять разные однокоренные части речи: словосочетание «мебельный магазин» дополнить «магазин мебели»;

  4. Использовать популярные опечатки в запросах. Слово «риэлтор» пользователи Яндекса ищут в 21 варианте написания, среди которых офрографически неправильные (реэлтор, риелтер, риелтор), ошибочные запросы, набранные на английской раскладке (hb'knjh, hbtknjh) и другие;

  5. Разбивать сложносоставные слова на отдельные части: вам подойдут запросы и «металлокаркас», и «металло каркас»;

  6. Избегать общих слов, вроде «аренда», «ремонт», «реклама».  Такие запросы понижают эффективность рекламной кампании, поэтому стоит быть конкретнее и использовать словосочетания: «ремонт ноутбуков», «реклама на штендерах» и так далее;

  7. Использовать сервис Яндекса по подбору ключевых слов. Так можно получить не только подходящие запросы, но и смежные, которыми пользуются потенциальные клиенты.

В аспекте эффективности у контекстной рекламы есть один существенный минус: в силу психологии и сложившихся стереотипов о рекламе современный пользователь нередко осознанно ее игнорирует. То есть, при вводе поискового запроса и получении списка гиперссылок они пролистают ниже почти рефлекторно, пропустив тем самым все рекламные ссылки.

В следующей статье мы расскажем о других типах интернет рекламы: SEO-копирайтинг, интернет-рассылке, размещении рекламы на форумах, досках объявлений и блогах, а также о «белом» и «черном» продвижении в сети.