Транспортную рекламу можно рассматривать с двух сторон: в качестве наружной рекламы (outdoor) и внутренней (indoor). Так, реклама с наружной стороны транспортных средств обладает большим количеством признаков наружки, а внутренняя — indoor-рекламы. Данный вид рекламы сейчас получает все более широкое распространение, и это при условии уже давно сформированного рынка, который несмотря на попытки лоббистов не переживал передела.
Интересным историческим примером является дело о запрете использования брендмобилей для рекламных целей. Брендмобиль представляет из себя автомобиль «Газель» с установленным на него биллбордом стандартного размера 3x6 м. На щите располагается рекламная информация, а автомобиль ездит по городским улицам с наибольшим количеством людей. На брендмобиле устанавливается также подсветка щита и музыкальное оформление, ориентированное на городскую среду.
Лоббисты все же внесли в регламентирующее рекламную деятельность законодательство (ФЗ №38 «О рекламе») поправки, запрещающие использовать транспорт исключительно в целях рекламы. То есть разместить рекламу на грузовом автомобиле, развозящем товар, можно, а без какого-либо функционального значения такие действия будут незаконными.
Основанием к поправкам, внесенным лоббистами, послужило их заявление о том, что брендмобили затрудняют транспортный поток, мешают гражданам громкой музыкой и в общем негативно влияют на транспортную ситуацию в городе. В целом, эту норму права можно обойти, создав определенный функционал брендмобилю для соответствия установленным рамкам, при этом используя его преимущественно для рекламных целей.
Сильными сторонами рекламы на траснпорте относительно других являются сравнительно невысокая стоимость, мобильность (реклама динамична и не успевает надоесть), а также широкий охват аудиторий в тех местах, где размещение иной рекламы невозможно или затруднено. Этот вид рекламы выгоден как для рекламодателей, так и для муниципальных транспортных организаций, которые отдают свой транспорт под наклейку рекламы или разрисовку.
Среди рекламы на транспорте можно выделить следующие виды:
-
Реклама на корпоративном транспорте. Носит преимущественно имиджевый характер. Принадлежащий компании брендированный автомобиль показывает стабильность организации, ее твердом положении на рынке и уверенности в своем будущем. Обычно реклама на корпоративном автомобиле заключается в размещении на его поверхности графической рекламной информации, но существует также практика установки специальных мультимедийных средств, по которым идет трансляция новостей компании (в случаях, когда автомобиль выполняет роль служебного транспорта);
Реклама на общественном транспорте. Используется на всех представителях городской транспортной системы: автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, электричка и так далее. В случае с общественным транспортом имеет место все существующие форматы транспортной рекламы.
Реклама наносится на транспортные средства различными методами:
-
полноцветная печать (печать фотографических изображений);
-
плоттерная резка и наклейка стикеров (создание фотоизображений);
-
покраска (как правило, комбинируется с виниловой пленкой);
-
комбинированный (включает в себя два или более из вышеперечисленных методов).
Внутренняя реклама в транспортных средств осуществляется в формате стикеров-постеров или специальных ручек, за которые держатся пассажиры. Реклама наклеивается, как правило, на входные двери, расположенные рядом с дверями и оконные стекла. Развитой практикой стало применение в рекламных целях визуальных средств: ТВ-реклама, бегущая строка. С точки зрения рекламы верным ходом было бы транслировать объявления вместе с названиями остановок, с упоминанием рекламируемого объекта в соответствии с остановочным пунктом.
Важным моментов во внутренней рекламе является законодательный запрет на звуковую рекламу, введенный ВАС РФ. Согласно нему вся визуальная реклама (ТВ, бегущая строка) не имеет права сопровождаться звуковой дорожкой.
Собственной спецификой обладает реклама, размещаемая на лавочках и остановочных пунктах. В случае с рекламой на остановках, она интегрируется с сити-форматом, так как приваривается к остановочному павильону. В зависимости от типа павильона могут быть и иные форматы рекламы, например рекламные стенды, закрываемые стеклом. Реклама помещается под него по мере поступления заказов рекламодателей.
Реклама на лавочках также является актуальным форматом, который освоили и политические организации, агитирующие голосовать за своих представителей на выборах всех уровней, так и коммерческие организации. В последнее время конструкция лавочек, используемых в качестве рекламоносителей, изменилась: они выросли в размерах, иногда выполняются в стиле hi-tech, а сама по себе перестала просто наноситься краской, а заносится под плотное стекло.