Несмотря на то, что радио было открыто в качестве типа беспроводной передачи данных еще в конце XIX века, рекламная индустрия далеко не сразу добралась до радиоэфиров. Впервые радиореклама прозвучала на станции Weaf в Нью-Йорке в 1922 году, и 10 минут эфира на тот момент стоили 100 долларов. На российском радио реклама появилась лишь в начале 1990-ых годов, что объясняется появлением новых радиостанций в качестве альтернативы государственным.
На 2008 год первая десятка радиостанций России состояла из следующих представителей (в скобках указаны среднее количество слушателей в день и процентная доля от всего рынка радиовещания):
-
Европа Плюс (10 874, 18%)
-
Русское радио (10 719, 17,7%)
-
Авторадио (9 100, 15%)
-
Радио Шансон (7 946, 13,1%)
-
Ретро FM (7 217, 11,9%)
-
Радио России (5 934, 9,8%)
-
Маяк (5 095, 8,4%)
-
Дорожное радио (4 380, 7,2%)
-
Юмор FM (3 716, 6,1%)
-
Love Radio (3 707, 6,1%)
Свойством радио в качестве медиатипа является эфирность, однако, в отличии от телевидения, воздействие происходит лишь на один орган восприятия — слух, с помощью вербальных форм.
Неоспоримым плюсом рекламы на радио является ее сравнительно невысокая стоимость. Восприятие на слух при этом длится значительно дольше, чем в случае со зрительным, поэтому радиоролики могут и должны быть продолжительнее видеоматериалов. Второй выгодный для рекламодателей аспект радиоформата — его распространенность. Радио окружает нас повсюду: дома, в торговых центрах, в транспорте и так далее. В случае с общественными местами человек становится вынужденным радиослушателем, так как не может отключить приемник.
При этих плюсах, у радио есть негативная сторона — низкий уровень репрезентативности. Целевую аудиторию фактически невозможно определить, так как трудно узнать, кто слушает радиостанцию на данный момент.
На радио имеется собственный прайм-тайм, и в основном утренний, а не вечерний, как в случае с ТВ, так как радио чаще всего слушают по пути на работу и с работы. Утренний прайм-тайм находится между 6 и 11 часами утра, а вечерний — между 17 и 21 часами вечера. Предлагаем вашему вниманию таблицу с расценками на размещение 30-секундного ролика на радиостанциях «Эхо Москвы» и «Европа Плюс» за 2015 год.
Будни |
Выходные |
||
Время |
Цена, руб. |
Время |
Цена, руб. |
Эхо Москвы |
|||
00:00-06:00 |
23826 |
00:00-06:00 |
23826 |
06:00-07:00 |
32604 |
06:00-09:00 |
26334 |
07:00-11:00 |
68970 |
09:00-21:00 |
47652 |
11:00-17:00 |
43890 |
21:00-00:00 |
28842 |
17:00-21:00 |
68970 |
|
|
21:00-00:00 |
32604 |
|
|
Европа плюс |
|||
06:00-07:00 |
72000 |
06:00-07:00 |
42000 |
07:00-08:00 |
87000 |
07:00-08:00 |
51000 |
08:00-09:00 |
168000 |
08:00-09:00 |
102000 |
09:00-10:00 |
168000 |
09:00-10:00 |
102000 |
10:00-11:00 |
168000 |
10:00-11:00 |
102000 |
11:00-12:00 |
168000 |
11:00-12:00 |
102000 |
12:00-13:00 |
99000 |
12:00-13:00 |
60000 |
13:00-14:00 |
99000 |
13:00-14:00 |
60000 |
14:00-15:00 |
99000 |
14:00-15:00 |
60000 |
15:00-16:00 |
99000 |
15:00-16:00 |
60000 |
16:00-17:00 |
99000 |
16:00-17:00 |
60000 |
17:00-18:00 |
159000 |
17:00-18:00 |
96000 |
18:00-19:00 |
159000 |
18:00-19:00 |
96000 |
19:00-20:00 |
159000 |
19:00-20:00 |
96000 |
20:00-21:00 |
90000 |
20:00-21:00 |
54000 |
21:00-22:00 |
87000 |
21:00-22:00 |
51000 |
22:00-23:00 |
87000 |
22:00-23:00 |
51000 |
23:00-00:00 |
24000 |
23:00-00:00 |
15000 |
00:00-06:00 |
24000 |
00:00-06:00 |
15000 |
Продажей рекламного времени на радио занимаются как сами радиокомпании (предлагая свои услуги непосредственно в эфире), а также через структуры-посредники: рекламные агентства, медиагруппы и так далее.
Помимо общефедеральной сетки передач существует региональное радиовещание, касающееся вопросов рекламного размещения. Логика такова, что жителям, например, Москвы, абсолютно не интересно, какой новый магазин открылся в Санкт-Петербурге. Поэтому, во время рекламной эфирной сетки локальные радиостанции вставляют местную рекламу.
Рекламные форматы на радио куда более разнообразны, чем на ТВ. Расскажем о самых популярных из них:
Радиоролики — один из основных и классических форматов рекламы на радио. Длительность, как правило, от 5 секунд и выше. Существует несколько видов радиороликов:
1. Джингл. Представляет собой рекламную или переделанную известную песню. По содержанию состоит из авторского музыкального сопровождения и чужой песни. Часто разрабатывается специально для рекламной кампании. Длительность такого радиоролика обычно не превышает 15 секунд.
В качестве примера можно рассмотреть рекламу базы стройматериалов «Мастер» в городе Пенза, для которой был создан джингл с перепевкой песни группы «7Б» «Молодые ветра»:
- Оригинал:
- Гордость полными вагонами,
- Золотыми погонами с юга дуют
- Молодые ветра.
- Разрывая в клочья облака,
- Не забыли, шлют издалека, из дома мама
- И не последняя любовь.
- А по небу бегут, видишь, чьи-то следы,
- Это может ты, это может быть я,
- Это может нас ждут,
- Это может нам поют, свои...
- Нашла коса на камень,
- Идет война на память лет.
Джингл:
- Шифер полными вагонами,
- Профилем и гипсокартонами
- База «Мастер»
- Обеспечит всех вас.
- Рубероид, битум, ДВС, ДСП,
- Лаки, краски и т.д. и т.п.,
- Бог мой, мама, на базе «Мастер» есть все.
- Все может база «Мастер»,
- Она не знает слова «нет».
- Поможет база «Мастер»
- Построить дом на память лет.
2. Игровой ролик. В этом виде рекламы актеры по сценарию разыгрывают сцену, в которой обсуждают проблему и предлагают ее решение с помощью товара или услуги рекламируемого бренда. Как правило, ролик записывается с участием двух актеров и более. Чаще всего игровые ролики применяются в рекламе лекарственных препаратов.
Информационный рекламный ролик. Отличительные черты — информативность и тезисность. Никаких звуковых эффектов в таких роликах не используется.
Рекламное интервью (беседа) — формат, в котором проводится диалог с приглашенным экспертом, который рассказывает о проблеме, иногда как бы невзначай упоминая товары или услуги, которые надо прорекламировать. Например, врач-невропатолог может рассказывать о проблемах отрасли, попутно отмечая, что в его больнице проводятся акции и реализуются программы.
Радиожурнал, радиоконкурс — при таком типе рекламы на радио проводится освещение деятельности какой-либо сферы (медицина, сельское хозяйство) с упоминаниями требуемых брендов. Радиоконкурсы создаются при спонсорском участии какой-либо компании, реклама которой периодически проводится в эфире. Допускаются розыгрыши призов и подарков участникам конкурса от компании-спонсора, которые формируют для них позитивный имидж.
В разное время в радиоэфир выходили многие игровые программы, продвигающие бренды, например «Кот в мешке» на станции «Европа плюс», «Русская рулетка» на «Русском радио», «Звездопад» на «Радио 7» и многие другие.
Спонсорский радиоролик — этот вид радиорекламы похож на формат радиожурнала и радиовикторины: ролик располагается до, в ходе или после определенной программы в эфире. Часто спонсированием радиорубрик занимается профильная компания, например новости спорта озвучиваются при поддержке сети спортивных магазинов.
Многие станции на сегодняшний день переносят свой эфир в сеть интернет — потоковое радио. Для этого создаются хостинги, воспринимающие радиопоток. Многие радиостанции можно слушать через мессенджеры. Существуют также станции, вещающие только через интернет, например «Zaycev.net» и «Чипльдук».
Справедливо предположить, что потоковое радио обладает большими перспективами в свете постоянного роста базы интернет-пользователей, не исключая размещения рекламы на сетевых радиостанциях при росте популярности продуктов интернет-радио.