Реклама в кинотеатрах постепенно занимает высокие позиции в рекламном деле. Изначально формат у рекламы был только один — ролики перед началом киноленты. Некоторые кинотеатры, в основном несетевые, вообще не размещают рекламные видеоролики о товарах и услугах, показывая зрителю только трейлеры киноновинок. Это тоже относится к разделу коммерческой рекламы, однако такие ролики являются тематическими. В противовес такой позиции, крупные сети кинотеатров перед началом фильма демонстрируют рекламную подборку, и лишь затем краткие анонсы новинок кинопроката.
Продажа рекламного времени в кинотеатрах реализуется по-разному: в случае с сетевыми компаниями чаще всего реализацией занимаются посредники, а не сама сеть. Небольшие или локальные кинотеатры могут осуществлять продажу экранного времени самостоятельно, с помощью собственного рекламного отдела.
Наиболее популярные сети кинотеатров в России
№ п/п |
Название сети |
Города размещения |
1 |
Баргузин |
Иркутск |
2 |
Иллюзион |
Владивосток, Находка, Уссурийск |
3 |
Империя грез |
Нижний Новгород |
4 |
Каро Фильм |
Москва и область, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Калининград, Самара |
5 |
Киномакс |
Владимир, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Москва, Нижний Тагил, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саранск, Тамбов, Томск, Челябинск, Ярославль |
6 |
Киномир |
Барнаул |
7 |
Киноплекс |
Екатеринбург, Волгоград, Тольятти, Самара, Волжский |
8 |
Кронверк Синема |
Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, Мурманск, Магнитогорск, Харьков |
9 |
Линия кино |
Москва |
10 |
ЛЮКСОР |
Москва и область, Рязань, Липецк, Ростов-на-Дону |
11 |
Метелица-Байкал |
Ангарск, Братск, Иркутск, Шелехов, Усолье-Сибирское |
12 |
Мираж Синема |
Санкт-Петербург |
13 |
Мир Кино |
Благовещенск |
14 |
Монитор |
Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Адыгея, Республика Чечня |
15 |
Парнас |
Белгород и область |
16 |
Планета Кино |
Уфа, Стерлитамак |
17 |
Премьер-зал |
Екатеринбург |
18 |
Пять звезд |
Кострома, Курск, Самара, Волгоград, Калуга, Киев, Москва |
19 |
Ролекс |
Ижевск, Пенза, Чайковский (Пермский край) |
20 |
Сеть кинотеатров группы «СОК» |
Самара |
21 |
Синема парк |
Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Набережные Челны, Новосибирск, Пермь, Уфа, Волгоград, Нижний Новгород, Екатеринбург |
22 |
Синема Стар |
Москва, Белгород, Коломна, Ярославль |
23 |
Формула Кино |
Москва |
24 |
ЦентрФильм |
Москва и область |
25 |
Kinostar De Lux |
Москва, Санкт-Петербург |
26 |
Mori Cinema |
Санкт-Петербург, Красноярск, Череповец |
27 |
VERY VELLY |
Пермь, Ижевск |
Согласно исследованиям специалистов, операторами кинотеатров федерального уровня можно назвать:
-
«Формула кино» (27 кинотеатров в Москве, Подольске, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде);
-
«Каро Фильм» (18 кинотеатров по России);
-
«Киномакс» (15 кинотеатров);
-
«ИнвестКиноПроект» (сеть кинотеатров «Киноплекс»);
-
Rising Star Media (кинотеатры Kinostar De Lux);
-
«Парадиз Продакшн» (сеть «Пять звезд»)
Существует 5 основных видов кинотеатров:
-
Киноплекс — располагается в торговом или торгово-развлекательном комплексе;
-
Миниплекс — отдельный комплекс с количеством залов от 2 до 8;
-
Мультиплекс — кинотеатр с количеством залов от 9 до 15;
-
Мегаплекс — комплекс с 16 кинозалами и больше;
-
Моноэкран — кинотеатр с одним экраном.
Классификация также возможна по дате показов:
-
Кинотеатры «первого экрана», показывающие киноленты в день российской премьеры;
-
Кинотеатры «второго экрана», которые организуют прогоны кинофильмов через 2-3 недели после премьеры на «первом экране». Как правило, к этой группе относятся локальные кинотеатры в провинциальных городах.
Ранее мы отмечали, что самым популярным методом рекламы в кинотеатрах является демонстрация рекламных роликов различной направленности перед трейлерами киноновинок. Однако, это не единственный применяемый в это направлении формат. Существуют также:
-
Прогон рекламных видеороликов перед сеансом (рекламный блок может достигать 15 минут, так как для данного формата не установлены законодательные рамки);
-
Показ рекламы на экранах в фойе кинокомплекса (чаще всего установлены в барах, столики при этом повернуты в сторону рекламных конструкций);
-
Размещение рекламной информации на билетах (хороший метод донесения информации до конечного пользователя, но обладает спорной репрезентативностью);
-
Рекламная полиграфия в кинокомплексе (напольные рекламные стойки, размещаемые на входе/выходе кинотеатра, кинозала или в районе касс);
-
Сэмплинг продукции перед киносеансами в фойе кинотеатра;
-
Прогон аудиообъявлений в фойе и кинозалах (важным моментом является необходимость подбора правильного уровня громкости, чтобы аудиообъявление не перекрывало звук на экранах в фойе, хотя иногда эти два формата сочетаются)
-
Размещение рекламного баннера и стендов-диспенсеров в фойе (чаще всего формат используется в рекламе новинок кинопроката). Эффектный рекламный стенд в состоянии привлечь потенциальных рекламодателей и обеспечить приток посетителей;
-
Спонсорство фильмов (как правило, в дни кинопремьеры). В качестве примера можно рассмотреть спонсорский пакет Группы кинотеатров «СОК» в Самаре, предлагающая следующие рекламные поля на сумму 150 тыс. рублей:
- Размещение логотипа или спонсорской информации на фасадном баннере кинотеатра (модуль не больше 1x2,4 м, вертикальный, срок размещения — две недели);
- Размещение информации при трансляции на радиостанциях города («Компания «N» представляет фильм...» или «...спонсор показа — фирма «N», размещается на одну неделю);
- Выходы на радиостанциях (Love Radio — 9 вых/день, Наше Радио — 6 вых/день)
- Размещение информации при трансляции на городских телеканалах(«Компания «N» представляет фильм...» или «...спонсор показа — фирма «N», показ логотипа в ролике; размещается на одну неделю);
- Выходы на ТВ (СТС — 4 вых/день);
- Плакат спонсора (сити-формат 1,2x1,8 м) в фойе кинотеатра на три недели;
- Плакат спонсора 0,7x1 м в фойе кинотеатра на три недели;
- Информация в анонсе фильма на сайте kinosok.ru в форме «спонсором фильма является компания «N» на четыре недели;
- Трансляция аудиоролика в фойе кинотеатра и кинозале перед каждым киносеансом (срок — 2 недели);
-
Логотип на афишах кинотеатров;
-
Логотип на страницах меню баров и кафе в кинотеатрах;
-
Реклама на столиках в барах и кафе (тейбл-стендс);
-
Реклама на стаканах с попкорном;
-
Реклама через кассы (либо при передаче билета кассиром вручную, либо с помощью присоединения скобкой к купленному билету.
Самостоятельным пунктом в системе рекламных форматов для кинотеатров является событийный маркетинг (special events), но в большей степени он относится к PR и паблисити, нежели к рекламе.
У рекламы в кинотеатре есть несколько неоспоримых преимуществ. Первое и самое главное — высокая репрезентативность ЦА. Нет необходимости проводить сложные психографические анализы целевой аудитории посетителей, чтобы определить какие группы людей ходят на различные виды кинолент. Основываясь на характеристиках демонстрируемого кинофильма, можно точно подобрать рекламные материалы для прогона перед киносеансом.
Неурегулированным законодательно до нынешнего момента вопросом является размещение социальных рекламных роликов в кинотеатрах (в рамках установленных нормативными актами 5% от общего времени). ФАС с трудом может держать под контролем удельную долю этого вида рекламы, и поэтому социальных видеороликов в кинотеатрах очень мало, а иногда и вовсе нет.