Интернет-нейминг

В самом широком значении интернет-нейминг — это технология разработки самого оптимального рекламного наименования в сети Интернет. Развитие всемирной сети в качестве формы информационно-рекламной коммуникации вызвало необходимость создания комплексных рекомендаций по подбору имени, по которому компания будет позиционироваться в Интернете.

При разговоре о проблемах позиционирования организации через рекламное наименование, на первый план выходит оптимальный подбор нейма и соответствующего доменного имени в аспекте рекламного продвижения и PR. Домен представляет собой уникальный набор символов в форме интернет-адреса, по которому будут обращаться пользователи сети. Менеджментом адресного пространства в Интернете занимается ICANN — интернет-корпорация по присвоению имен и номеров.

Классификация доменов подразделяет их на три категории: домены первого, второго и третьего уровней.

Домены первого уровня

Все домены первого уровня делятся на две большие группы. К первой относятся родовые общепользовательские и национальные домены.

Домены общего пользования

Изначально родовых доменов первого уровня было всего восемь: COM, NET, ORG, INT, EDU, GOV, MIL, ARPA. При этом три из них — COM, NET и ORG — исторически являются одними из самых первых общих доменов первого уровня, и начали свою работу еще в 1984 году, получив наибольшее распространение. Домены INT, EDU, GOV и MIL стали специализированными, или, как говорят отраслевые специалисты, ограниченного использования. Домен INT например был создан только для международных организаций.

Но интернет развивался очень быстро и динамично, и возникла потребность в расширении списка доменов верхнего уровня для массового использования. В 2001 году по этой причине поэтапно были запущены еще семь родовых доменов общего предназначения: INFO, BIZ, NAME, COOP, MUSEUM, AERO и PRO. Впоследствии и это расширение оказалось недостаточным, и в 2005 году ICANN одобрили внедрение еще пяти новых доменов, на сей раз ограниченного пользования: TRAVEL, JOBS, CAT, TEL и MOBI.

Типы родовых доменов и соответствующих типов деятельности

AERO

Для компаний и физ. лиц, так или иначе имеющих отношение к аэроиндустрии и космической промышленности

BIZ

Для коммерческих организаций

CAT

Для сайтов на каталанском языке

COOP

Узкоспециализированные сайты для совместных предприятий (кооперативов)

COM

Самый популярный домен, в котором насчитывается более 50 млн доменных имен, зарегистрированных по всему миру

EDU

Для образовательных учреждений

INT

Для международных организаций

JOBS

Для работодателей, соискателей работы, кадровых и HR-агентств

GOV

Для государственных организаций

MIL

Для военных ведомств

NET

Для компаний, связанных с развитием сетей и технологий телекоммуникации

ORG

Для некоммерческих организаций

MUSEUM

Специализированный домен для музеев и организаций, причастных к музейному делу

NAME

Для всех пользователей, желающих зарегистрировать собственные имя и фамилию в качестве доменного имени

PRO

В этом домене могут регистрироваться только специалисты различного профиля, с соответствующей лицензией и аккредитацией

TEL

Для хранения и систематизации контактных данных, которыми могут управлять сами пользователи сети

TRAVEL

Для туристических агентств, туроператоров, авиакомпаний, сетей гостиниц и других компаний, причастных к индустрии путешествий, экскурсий и отдыха

TV

Ранее относился к национальным и принадлежал государству Тувалу, но теперь используется для регистрации телевизионных компаний

Примечательной тенденцией развития современного Интернета является создание родовых доменов первого уровня, которые носят мегатерриториальный характер: EU (Евросоюз), ASIA (страны Азии), LAT (страны Латинской Америки), колониальные домены TF (Южные французские территории) и VG (Виргинские острова, принадлежащие Великобритании).

Соответственно, к родовым доменам общего назначения относят домены, регистрация в которых проводится на основании причастности организаций к тому или иному виду деятельности.

Национальные домены

Этот вид доменов представляет собой домены верхнего уровня из двух букв, назначаемые международной организацией IANA — агентством по выделению имен и уникальных параметров протоколов сети Интернет. Присвоение происходит на основании кодов стран и территорий. Национальных доменов ограниченное число — 243, по числу двухбуквенных кодов стран и территорий, определенных международным стандартом ISO 3166-1, который является составной частью стандарта ISO 3166, содержащего коды названий стран и подчиненных территорий.

Управлением национальными доменами занимаются специализированные организации, которые при этом не являются владельцами доменов: доменные имена верхнего уровня передаются им не в собственность, а только для управления и координирования развития.

В Российской Федерации данную деятельность осуществляет РосНИИРОС — Российский Научно-Исследовательский Институт Развития Общественных Сетей. Организация расположена в Москве, где с 1993 года осуществляет соответствующую деятельность и администрирует зону RU. Домен RU — это основа российской зоны сети Интернет, которая дает возможность для регистрации различных доменных имен для Рунета за счет появления доменов второго уровня.

На 2015 год в зоне RU было зарегистрировано более 2 млн доменов. До этого, в 2008 году, президент России Дмитрий Медведев одобрил проект по созданию русскоязычных доменов: РУ, НЕТ, ОРГ. Тогда же были запущены первые сайты с этими доменами, но для правильного перехода на них требовались специальные программы, верно интерпретирующие кодировку URL. В 2009 году Координационным центром Рунета была подана заявка на делегирование домена РФ в ICANN, который был делегирован в конце первой половины 2010 года. Забронировать интернет-имя сначала предоставили владельцам трейдмарков и организациям, а затем всем желающим. Основное отличие РФ от действующего домена RU — это тот факт, что в новом домене все имена второго уровня будут писаться только кириллицей.

Также есть доменная зона SU, зарегистрированная в реестре доменов верхнего уровня IANA в 1990 году, будучи первоначально делегированной СССР. В период с 1994 по 2002 год регистрация в домене SU была приостановлена, и до 2003 года была доступна для регистрации только владельцам товарных знаков, а затем была предоставлена возможность открытой регистрации. На 2015 год в домене SU зарегистрировано почти 100 млн сайтов.

Некоторые типы национальных доменов

A2

A3

Код

Страна

Тел. код

RU/SU

RUS

643

Российская Федерация

+7

EU

Европа

AU

AUS

036

Австралия

+61

AT

AUT

040

Австрия

+43

AQ

ATA

010

Антарктика

+67

BY

BLR

112

Беларусь

+70

BR

BRA

076

Бразилия

+55

VA

VAT

336

Ватикан

+379

GB/UK

GBR

826

Великобритания

+44

HK

HKG

344

Гонконг

+852

GL

GRL

304

Гренландия

+299

EG

EGY

818

Египет

+20

IL

ISR

376

Израиль

+972

IN

IND

356

Индия

+91

ID

IDN

360

Индонезия

+62

KZ

KAZ

398

Казахстан

+772

CN

CHN

156

Китай

+86

SG

SGP

702

Сингапур

+65

US

USA

840

Соединенные Штаты Америки

+1

TW

TWN

158

Тайвань

+886

UA

UKR

804

Украина

+380

FR

FRA

250

Франция

+33

JP

JPN

392

Япония

+81

В следующей статье мы расскажем о доменах второго, третьего и четвертого уровня, а также о способах приобретения доменов.