В самом широком значении интернет-нейминг — это технология разработки самого оптимального рекламного наименования в сети Интернет. Развитие всемирной сети в качестве формы информационно-рекламной коммуникации вызвало необходимость создания комплексных рекомендаций по подбору имени, по которому компания будет позиционироваться в Интернете.
При разговоре о проблемах позиционирования организации через рекламное наименование, на первый план выходит оптимальный подбор нейма и соответствующего доменного имени в аспекте рекламного продвижения и PR. Домен представляет собой уникальный набор символов в форме интернет-адреса, по которому будут обращаться пользователи сети. Менеджментом адресного пространства в Интернете занимается ICANN — интернет-корпорация по присвоению имен и номеров.
Классификация доменов подразделяет их на три категории: домены первого, второго и третьего уровней.
Домены первого уровня
Все домены первого уровня делятся на две большие группы. К первой относятся родовые общепользовательские и национальные домены.
Домены общего пользования
Изначально родовых доменов первого уровня было всего восемь: COM, NET, ORG, INT, EDU, GOV, MIL, ARPA. При этом три из них — COM, NET и ORG — исторически являются одними из самых первых общих доменов первого уровня, и начали свою работу еще в 1984 году, получив наибольшее распространение. Домены INT, EDU, GOV и MIL стали специализированными, или, как говорят отраслевые специалисты, ограниченного использования. Домен INT например был создан только для международных организаций.
Но интернет развивался очень быстро и динамично, и возникла потребность в расширении списка доменов верхнего уровня для массового использования. В 2001 году по этой причине поэтапно были запущены еще семь родовых доменов общего предназначения: INFO, BIZ, NAME, COOP, MUSEUM, AERO и PRO. Впоследствии и это расширение оказалось недостаточным, и в 2005 году ICANN одобрили внедрение еще пяти новых доменов, на сей раз ограниченного пользования: TRAVEL, JOBS, CAT, TEL и MOBI.
Типы родовых доменов и соответствующих типов деятельности
AERO |
Для компаний и физ. лиц, так или иначе имеющих отношение к аэроиндустрии и космической промышленности |
BIZ |
Для коммерческих организаций |
CAT |
Для сайтов на каталанском языке |
COOP |
Узкоспециализированные сайты для совместных предприятий (кооперативов) |
COM |
Самый популярный домен, в котором насчитывается более 50 млн доменных имен, зарегистрированных по всему миру |
EDU |
Для образовательных учреждений |
INT |
Для международных организаций |
JOBS |
Для работодателей, соискателей работы, кадровых и HR-агентств |
GOV |
Для государственных организаций |
MIL |
Для военных ведомств |
NET |
Для компаний, связанных с развитием сетей и технологий телекоммуникации |
ORG |
Для некоммерческих организаций |
MUSEUM |
Специализированный домен для музеев и организаций, причастных к музейному делу |
NAME |
Для всех пользователей, желающих зарегистрировать собственные имя и фамилию в качестве доменного имени |
PRO |
В этом домене могут регистрироваться только специалисты различного профиля, с соответствующей лицензией и аккредитацией |
TEL |
Для хранения и систематизации контактных данных, которыми могут управлять сами пользователи сети |
TRAVEL |
Для туристических агентств, туроператоров, авиакомпаний, сетей гостиниц и других компаний, причастных к индустрии путешествий, экскурсий и отдыха |
TV |
Ранее относился к национальным и принадлежал государству Тувалу, но теперь используется для регистрации телевизионных компаний |
Примечательной тенденцией развития современного Интернета является создание родовых доменов первого уровня, которые носят мегатерриториальный характер: EU (Евросоюз), ASIA (страны Азии), LAT (страны Латинской Америки), колониальные домены TF (Южные французские территории) и VG (Виргинские острова, принадлежащие Великобритании).
Соответственно, к родовым доменам общего назначения относят домены, регистрация в которых проводится на основании причастности организаций к тому или иному виду деятельности.
Национальные домены
Этот вид доменов представляет собой домены верхнего уровня из двух букв, назначаемые международной организацией IANA — агентством по выделению имен и уникальных параметров протоколов сети Интернет. Присвоение происходит на основании кодов стран и территорий. Национальных доменов ограниченное число — 243, по числу двухбуквенных кодов стран и территорий, определенных международным стандартом ISO 3166-1, который является составной частью стандарта ISO 3166, содержащего коды названий стран и подчиненных территорий.
Управлением национальными доменами занимаются специализированные организации, которые при этом не являются владельцами доменов: доменные имена верхнего уровня передаются им не в собственность, а только для управления и координирования развития.
В Российской Федерации данную деятельность осуществляет РосНИИРОС — Российский Научно-Исследовательский Институт Развития Общественных Сетей. Организация расположена в Москве, где с 1993 года осуществляет соответствующую деятельность и администрирует зону RU. Домен RU — это основа российской зоны сети Интернет, которая дает возможность для регистрации различных доменных имен для Рунета за счет появления доменов второго уровня.
На 2015 год в зоне RU было зарегистрировано более 2 млн доменов. До этого, в 2008 году, президент России Дмитрий Медведев одобрил проект по созданию русскоязычных доменов: РУ, НЕТ, ОРГ. Тогда же были запущены первые сайты с этими доменами, но для правильного перехода на них требовались специальные программы, верно интерпретирующие кодировку URL. В 2009 году Координационным центром Рунета была подана заявка на делегирование домена РФ в ICANN, который был делегирован в конце первой половины 2010 года. Забронировать интернет-имя сначала предоставили владельцам трейдмарков и организациям, а затем всем желающим. Основное отличие РФ от действующего домена RU — это тот факт, что в новом домене все имена второго уровня будут писаться только кириллицей.
Также есть доменная зона SU, зарегистрированная в реестре доменов верхнего уровня IANA в 1990 году, будучи первоначально делегированной СССР. В период с 1994 по 2002 год регистрация в домене SU была приостановлена, и до 2003 года была доступна для регистрации только владельцам товарных знаков, а затем была предоставлена возможность открытой регистрации. На 2015 год в домене SU зарегистрировано почти 100 млн сайтов.
Некоторые типы национальных доменов
A2 |
A3 |
Код |
Страна |
Тел. код |
RU/SU |
RUS |
643 |
Российская Федерация |
+7 |
EU |
— |
— |
Европа |
— |
AU |
AUS |
036 |
Австралия |
+61 |
AT |
AUT |
040 |
Австрия |
+43 |
AQ |
ATA |
010 |
Антарктика |
+67 |
BY |
BLR |
112 |
Беларусь |
+70 |
BR |
BRA |
076 |
Бразилия |
+55 |
VA |
VAT |
336 |
Ватикан |
+379 |
GB/UK |
GBR |
826 |
Великобритания |
+44 |
HK |
HKG |
344 |
Гонконг |
+852 |
GL |
GRL |
304 |
Гренландия |
+299 |
EG |
EGY |
818 |
Египет |
+20 |
IL |
ISR |
376 |
Израиль |
+972 |
IN |
IND |
356 |
Индия |
+91 |
ID |
IDN |
360 |
Индонезия |
+62 |
KZ |
KAZ |
398 |
Казахстан |
+772 |
CN |
CHN |
156 |
Китай |
+86 |
SG |
SGP |
702 |
Сингапур |
+65 |
US |
USA |
840 |
Соединенные Штаты Америки |
+1 |
TW |
TWN |
158 |
Тайвань |
+886 |
UA |
UKR |
804 |
Украина |
+380 |
FR |
FRA |
250 |
Франция |
+33 |
JP |
JPN |
392 |
Япония |
+81 |
В следующей статье мы расскажем о доменах второго, третьего и четвертого уровня, а также о способах приобретения доменов.