Нестандартные рекламные носители, граффити в рекламе

Нестандартные рекламные носители

Главную ценность для рекламного дела являет собой творческий подход, который отражается в создании оригинальных рекламных объектов, нестандартных и выделяющихся из городской среды. Такая реклама лучше всего привлекает внимание целевой аудитории.

Поэтому насущной необходимостью является создание новых рекламных носителей с потенциалом к развитию, а так как они новые, то еще и структурировать их форматы применения. Окончательного списка нестандартных решений в рекламе быть не может, покуда у человека будет воображение: фантазии будут толкать людей на создание все более новых и оригинальных рекламных проектов.

Стоит отметить, что некоторые возможности, встречающиеся в рекламе, и их перспективы необходимо изучить в комплексе. Так будет возможно выработать алгоритмы полноценного применения рекламного творчества в прикладном ключе, а также найти новые и действенные решения в рекламе. И первым делом хотелось бы рассмотреть рекламные возможности граффити, настенной живописи и мозаики.

Граффити, настенная живопись, мозаика

В общем смысле под словом «граффити» понимают любые настенные изображения, будь они нарисованы или выцарапаны на поверхности. Если задуматься, то древняя наскальная живопись — это тоже граффити своего рода. В науке термин «граффити» встречается достаточно давно, но свое современное значение он обрел лишь несколько декад назад.

На сегодняшний день, граффити — это тип сити-арт (уличного искусства), субкультура, большей частью приверженцев которой является молодежь. Еще одно название граффити — спрей-арт, то есть подвид искусства, реализуемого на вертикальных и реже горизонтальных поверхностях с помощью краски, спреев и эмульсий.

Чаще всего граффити является формой протестного творчества, и во многих странах этот вид живописи законодательно приравнивается к вандализму. В этом есть определенная доля справедливости, так как когда происходят надругательства над определенными объектами, например памятниками или могилами, и на них пишутся оскорбительные граффити, то иначе как вандализмом это назвать трудно.

Каноническим примером протестного граффити является разделившая Германию на две части Берлинская стена. На стороне ФРГ доступ к стене был свободным, поэтому она быстро покрылась надписями и рисунками. В ГДР возможность подобраться к стене появилась лишь в начале 90-ых годов XX века. Самым известным граффити на стене в Берлине является работа художника Дмитрия Врубеля, названная им «Поцелуй Брежнева и Хоннекера». Она была написана в 1990 году, и изображает поцелуй политических лидеров СССР и Германии, а сверху и снизу картины приведена надпись на русском и немецком языках, которая гласит: «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви!»

Глядя на такие примеры и отбросив стереотипы об этом художественном виде, становится очевидным, что граффити — это потрясающее направление в искусстве, даже несмотря на его уличный формат. Подтверждением ценности граффити являются многие конкурсы и фестивали уличного искусства, направленные на формирование положительного имиджа городских художников и популяризацию жанра как такового.

Так, в 2006 году в Санкт-Петербурге прошел всемирно известный граффити-фестиваль Meeting of Styles. По всей России проводятся молодежные фестивали, где райтеры (так называют себя авторы граффити) соревнуются в мастерстве. И такие мероприятия набирают популярность с постепенным изменением мнения об этом виде искусства.

Чаще всего в современном городе граффити распространяются в следующих зонах:

  1. улицы. Самое частое месторасположение граффити. Располагаются на стенах домов, в подземных переходах, на гаражах, на покрытиях улиц и дворов и так далее;

  2. транспорт. Иногда это делается с согласия владельца, иногда несанкционированно;

  3. подъезды и лестницы: двери квартир, почтовые ящики и так далее. Так, большим количеством граффити украшен подъезд фронтмена российской рок-группы «ДДТ» Юрия Шевчука. Жилищно-коммунальные службы даже хотели обязать его стереть эти граффити, однако позже отказались от своей затеи.

Через этот вид искусства молодые люди, как правило, показывают свои настроения, мечты и желания. Однако, в обществе к граффити отношение крайне неоднозначное. Долго время уличное искусство рассматривалось обществом как деструктивное и отторгалось, поэтому художники и райтеры были вынуждены работать в ночное время. Художники выражали свои эмоции от нахождения в таком положении с помощью граффити. Так, в Екатеринбурге, автор одного из крупных граффити-полотен обыгрывает стихотворение А. А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека.»:

Ночь, улица, фонарь...
Почему краски так ярки и бездонны днем,
Но так желанны ночью?..
...На блики улиц ложится тонкая пленка моих грез,
Хрупкая, как нервная ткань, между мной и миром,
В который так хочу прорваться,
На бликах улица,
В переломах стен,
В объемах теней.
Я живу... Один...

Граффити является очень разнообразным стилем живописи, поэтому единую классификацию собрать довольно тяжело. К основным стилям можно отнести:

  1. Баббл, чьей отличительной чертой являются округленные буквы, которые достаточно похожи друг на друга и в итоге получаются зрительно будто надутыми, откуда и пошло название. В этом стиле, как правило, не применяется более 2-3 цветов;

  2. Блокбастер. Отличается большими буквами без переплетения и сложных деталей. Чаще всего бывает либо монохромным, либо двухцветным;

  3. Уайлд. Популярный стиль, состоящий из множества подразделов. Характерные черты: запутанные буквенные переплетения, много острых углов. Называется в соответствии со значением перевода слова, означающего «дикий»;

  4. Стиль Дайма (FX). Назван в честь основателя направления — райтера из Германии Дайма из группировки FX Crew. Основными отличиямистиля от других является объемность букв с ярко выраженной перспективой, игрой света и теней, аккуратными цветовыми градиентами и относительной реалистичностью изображения.

С начала нулевых социум значительно изменил свое отношение к граффити: люди научились различать среди других работы с социально значимой и важной информацией. Граффити постепенно стал рекламным форматом. Так, город Пенза стал местом проведения III Летней спартакиады учащихся России, обойдя в борьбе серьезных конкурентов: Казань, Омск, Самару и других. И для информационной поддержки применялись как стандартные методы (наружная реклама, ТВ- и радиоротация), но и граффити.

Стоит отметить, что госструктуры осваивают граффити гораздо лучше, чем бизнес. При этом госучреждения не применяют граффити только для продвижения социально значимых проектов, но и просто для украшения городского пространства. Рекламщики и дизайнеры в свою очередь недооценивают рекламные свойства граффити, и это их существенная ошибка, ведь такой вид искусства предоставляет целый слой возможностей для рекламы, который остается вне игры. Примеров использования бизнесом граффити в качестве рекламного формата крайне немногочисленны.

В общем, рекламные перспективы граффити сильно недооценены специалистами рекламной сферы. Рекламщики и дизайнеры при этом имеют возможность использовать этот художественный формат в нескольких направлениях коммерческой деятельности, например:

  1. Организационная и финансовая поддержка различных фестивалей граффити, выступление в качестве спонсоров через выработку спонсорских градаций;
  2. Коммерческая реклама: активное использование граффити и его интеграция с определенным рекламными носителями, например щитами (брандмауэрами, биллбордами и так далее).

Примером использования настенной живописи может служить многоэтажный дом, на котором размещена реклама какой-либо компании. Демонтировать рекламу не представляется возможным — только закрасить. Для собственников квартир это размещение может быть выгодным, если вместо выплаты аренды за размещение рекламы на носителе (в данном случае — стене дома) компания возьмет на себя ответственность за благоустройство прилегающей территории: возведет детскую площадку, спортивное пространство и так далее.

Во времена СССР был популярен такой формат, как настенная мозаика, с помощью которой воспевали различные события, народные достижения, глав государства и важных политических чинов.

Мозаики нашли свою вторую жизнь в рекламном деле. В качестве примера можно привести создание уникальной репродукции картины французского художника Эдуарда Манэ «Кружка пива» из 55 000 пивных пробок. Высота картины составила 7 метров. Оригинал был создан в конце XIX века, и имел колоссальный успех в родной стране художника — Франции, параллельно став одной из визитных карточек художника и его самой видной работой. Репродукция была размещена в городе Пенза и пользовалась огромной популярностью среди горожан.

Ценности своего бренда можно продвигать различными способами, будь то настенные художественные произведения или новое воплощение шедевра мировой живописи. Можно с уверенностью сказать, что недооценивать нестандартные методы рекламы не стоит, так как потенциал граффити, настенного искусства и мозаики поистине огромен, а его применение может принести хороший доход компаниям, вовремя распознавших эти возможности и будут активно их использовать.